Уважаемые гости! Сайт находится в стадии наполнения и корректировки.
Свои отзывы и предложения о новом ресурсе направляйте на pressa@trud15.ru
Прежняя версия сайта находится по адресу old.trud15.ru
Версия для слабовидящих

Публикация в журнале «Служба занятости» апрель 2012 г

21.05.12 13:36

Благосостояние человека – главная цель


Краеугольный камень государственного регулирования — благосостояние всего общества, которое складывается из удовлетворения физических, духовных, социальных потребностей отдельной личности, семьи, класса, социальной группы. Достижение этой высшей цели макроэкономической политики государства, по мнению экономистов, возможно через динамичное движение по четырем направлениям: экономический рост, выраженный в увеличении валового внутреннего продукта; стабилизация уровня цен и устойчивость национальной валюты; достижение внешнеэкономического равновесия; полная занятость, обеспеченная за счет стабильного использования трудоспособного населения.
Проблемы занятости и безработицы сильно дифференцированы по субъектам РФ, в зависимости от социально-экономических, природно-климатических и других условий. Тем самым эти проблемы нуждаются в особых мерах регулирования. Важно четко понимать, что для того, чтобы выбирать адекватные и правильные методы воздействия необходимо точно определить, в каких условиях находится объект управления – в данном случае рынок труда региона.
Рынок труда Республики Северная Осетия – Алания: черты и особенности

Современный рынок труда Северной Осетии, подчиняющийся общим законам рыночной экономики и при этом имеющий особенности, связанные с характером и спецификой воспроизводства рабочей силы, формировался в переходный период от плановой централизованно управляемой системы хозяйства к реалиям, когда труд приобрел характер полноценного товара. Рыночные отношения, переход к совершенно иному социально-экономическому устройству со всеми вытекающими последствиями, вполне закономерно вызвал в 90–е годы резкий рост безработицы. А следствием этого явления стал недовыпуск продукции; снижение уровня жизни людей; снижение уровня заработной платы в результате конкуренции; увеличение налоговой нагрузки на занятых. Нельзя не сказать и о значительных социальных и психологические издержках, которые вызвала безработица — усиление социальной напряженности в обществе; обострение криминогенной ситуации; деформация личности безработного. Сегодня можно уверенно сказать, что со многим проблемами прошлого справиться удалось, но не решенных и «закоренелых» остается еще довольно много. Ощутимая нехватка свободных рабочих мест, низкая заработная плата, ее сильная отраслевая дифференциация, большое число устаревших рабочих мест, их экономическая нецелесообразность, значительная разбалансированность спроса и предложения рабочей силы, низкий уровень подготовки кадров, проблемы «женской» и «молодежной» безработицы – все это характеристики сложного положения дел на современном рынке труда региона.
Рынок труда приводит в движение другие рынки, другие ресурсы, так как включает в действие главный ресурс – рабочую силу. Доминирующее воздействие на рынок труда оказывает динамика уровня производства, цены труда, инфляции, структурно – технологические изменения. Еще с советских времен основу экономики Северной Осетии составляет промышленность. Ее основные отрасли: цветная металлургия, химическая, электронная, электротехничекая, горнодобывающая промышленность, машиностроение, производство строительных материалов, стеклотары, гофрокартона. Развито животноводство, растениеводство, оптовая и розничная торговля, строительная отрасль. Производится ремонт пассажирских и грузовых железнодорожных вагонов. Здесь сосредоточен энергетический потенциал многочисленных горных рек, возможности которого используются пятью гидроэлектростанциями. В последние годы акцент сделан на активное развитие транспортно – логистического, туристко-рекреационного, энергетического комплекса, индустрии производства строительных материалов, создание крупных агропромышленных холдингов, развитие социально-культурной сферы. Несмотря на некоторый временный спад, вызванный негативным влиянием мирового финансового кризиса, экономика республики стабильно демонстрирует положительную динамику: производство валового регионального продукта составило в 2011 году 106,3% к показателю 2010 года, а индекс промышленного производства – 117,3 %. Темп роста инвестиций в основной капитал составил 162,3 %. Размер средней заработной платы по республике, все еще значительно отстающий от показателей по стране, прибавил 10% и составил 13,8 тыс. руб. При этом инфляция превысила 5 %. Наблюдается сильная дифференциация оплаты труда по отраслям: средняя заработная плата работников финансовой сферы превышает 38 тыс. руб., работников здравоохранения – 10 тыс., а в сельском хозяйстве – немногим больше 5 тыс.
Северная Осетия – Алания — один из самых густонаселенных регионов страны: на одном квадратном километре проживает свыше 88 человек. Площадь республики составляет 8 тыс. кв. км, при этом 48 % ее территории приходится на долю горной части. В значительной степени на ситуации с занятость населения негативно повлияло прибытие в республику большого числа вынужденных переселенцев и беженцев из Закавказья.
Занятость является неотъемлемой частью всего воспроизводственного процесса населения. Северная Осетия обладает мощным трудовым потенциалом, однако в существующих условиях конъюнктура текущего рынка труда Северной Осетии остается трудоизбыточной. Общий уровень безработицы, основанный на данных обследования населения по вопросам занятости, по итогам 2011 года составил 8,5 %. По шкале Международной организации труда подобное значение указывает на критический уровень безработицы, диапазон которого от 8 до 11 % экономически активного населения. Однако важно учитывать, что методика определения этого показателя значительно разница с критериями определения численности безработных в соответствии с нормами российского законодательства. Показатель остается все еще выше общероссийских 6,1 %, однако закрепилась уверенная тенденция к его уменьшению: 2008 г. – 10,1%, 2009 г. – 10,6 %, 2010 г. – 9,8%, 2011 – 8,5 %. По предварительной оценке численность населения РСО-Алания на 1 января 2012 года составляла 709, 4 тыс. человек. Из них городское население – 64%. Только в сравнении с 2001 годом численность сельских жителей в регионе увеличилась на 5 %. В трудоспособном возрасте находятся 447 тыс. чел. Из экономически активных 354 тыс., а это без малого половина населения региона, в экономике занято 324,1 тыс. У 34 % работающих – высшее профобразование. Женщины составляют 54,4 % от общего числа занятых в экономике. Уровень экономической активности – 67,1%, уровень занятости – 61,4%. Экономически неактивны — 173, 8 тыс. человек.
Женщины Северной Осетии – действенная часть рынка рабочей силы. Удельный вес этой категории в общей численности экономически активной части населения составляет 52, 2 %, хотя в других регионах Северного Кавказа ситуация противоположная и доминируют, как правило, мужчины. Важной характеристикой трудового потенциала является возраст людей. Доля граждан в возрасте от 20 до 49 лет, наиболее продуктивной части населения республики, составляет 71,2% .
В Северной Осетии высокий образовательный уровень населения. У 33 % экономически активного населения – высшее профессиональное образование. Это выше, чем средний показатель по РФ (27,8%). Всего же профессия или специальность есть у 72 % трудовой части населения. А данные Всероссийской переписи населения 2010 года демонстрируют, что на 1000 тыс. человек в возрасте от 15 лет и более высшее образование имели 264 жителя, незаконченное высшее – 61 чел, среднее профессиональное – 288 чел., начальное профессиональное – 43 чел. Четко прослеживается тенденция к повышению численности граждан, получающих высшее и среднее профобразование – в сравнении с данными переписи 2002 года эти показатели увеличились на 33,3% и 12,5% соответственно.
Мониторинг рынка труда региона, проводимый с октября 2008 года, условной даты начала кризисных явлений в экономике, выявил, что на начало 2012 года изменения режима рабочего времени, введение режима простоя, а также сокращение численности или штата работников затронули более 600 предприятий Северной Осетии. Высвобождено было более 8 тыс. работников, из которых 1,9 тыс. были трудоустроены. Сейчас ситуация стабилизировалась и показатели не вызывают беспокойства — 14 предприятий проводят направленные на оптимизацию реорганизационные мероприятия; 0,8 тыс. чел. работают неполное рабочее время.
Из года в год республике уменьшают численность привлекаемых иностранных работников. Утвержденная на 2011 г. квота на выдачу 543 разрешений была снижена до 486. Заявленная потребность в привлечении иностранных работников в 2012 г. стала еще меньше и составила 463 чел.
Характеристики ситуации на рынке труда по — разному выглядят в материалах обследования населения и аналитике государственной службы занятости. Главный показатель регистрируемого рынка труда, уровень регистрируемой безработицы, демонстрирует четкую тенденцию к снижению. И это не удивительно, так как беспрецедентные усилия последних лет, которые предпринимаются в сфере государственного регулирования сферы занятости населения, в том числе носящие антикризисный характер, приносят ощутимые результаты. Если в 2007 году в Северной Осетии уровень регистрируемой безработицы составлял 6% от экономически активного населения, в 2010 г. – 3,5%, то итоговый аналогичный показатель 2011 года вышел на обнадеживающие 2,7 %. Численность безработных, состоящих на учете в центрах занятости населения, составила 10,1 тыс. чел. Уменьшилось не только число регистрируемых безработных, но и количество обращений в службу занятости. В 2011 году сюда обратилось на 21 % человек меньше, чем в 2010 г. Всего же более 36 тыс. человек в минувшем году искали работу при содействии Комитета РСО-Алания по занятости населения. Состав клиентов службы занятости в той или иной степени сохраняется последние годы: доля молодежи составляет 33 % от общей численности безработных, женщины – 62 %, инвалиды – 7%, выпускники профессиональных учебных заведения – 5,5%. У 27 % безработных – высшее профессиональное образование. Среди причин появления на рынке труда главенствует «увольнение по собственному желанию» — таких более 40 %. Тех, кто потерял работу по причине сокращения, ликвидации 12,6 %. Доля безработных, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва составила по итогам 2011 года 36%; впервые ищущих работу (ранее не работавших) – 12,5%.
Среди безработных преобладают граждане, которым трудно найти работу из-за низкой квалификации, отсутствия опыта работы, наличие квалификации, не востребованной экономикой или той, обладатели которой переполнили рынок трудовых ресурсов. Особенно непросто молодым юристам, экономистам, менеджерам. Среди безработных, состоящих на учете в службе занятости на конец 2011 года, 250 чел. имеют специальность «инженера» различных профелей, кроме «инженеров – строителей».
Выявляет остроту дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы информация о востребованных кадрах. Экономике нужны в основном рабочие промышленного сектора. Вакансии по рабочим профессиям, поступающие в установленном законом порядке в службу занятости, составляют 74 % от общего числа, а для служащих – соответственно 26 %. А всего количество вакансий, поступивших в базу данных службы занятости в 2011 г, составило 10,5 тыс. ед. Средний размер заработной платы по представленным в 2011 году вакансиям составил лишь 6, 36 тыс. руб. Работодатели зачастую предпочитают заявлять в службу занятости о потребности в рабочих, низкоквалифицированных или низкоплачивымаемых кадрах, а более престижные места оставляют для «своих». В корне решить эту проблему не удается уже многие годы, так как должного, законодательно закрепленного, работающего механизма воздействия на работодателей, допускающих нарушения норм закона, предписывающих ежемесячно подавать в службу занятости сведения о свободных рабочих местах, пока не выработано. А ведь цена вопроса по-сути — попрание конституционного права большого числа граждан на труд, его свободную природу. Не имея объективной информации о потребности экономики в кадрах, многие граждане лишены возможности реализовать свои профессиональные знания, найти работу и получать достойную заработную плату.
Перекос в конъюнктуре не удается сгладить во многом вследствие не согласованных объемов подготовки кадров учреждениями профобразования, неадекватно низкой заработной платы, предлагаемой работодателями, придающей дополнительную непривлекательность вакансиям, особенно по рабочим профессиям. Отрицательную «лепту» вносит и отсутствие дополнительных социальных гарантий, возможностей карьерного роста, приобретения льготного жилья, переподготовки – словом всего того, что вкладывается в понятие «социального лифта». Только в корне изменив ситуацию, качественно укрепив «экономический базис» профессии рабочего, можно возродить былой статус и престиж рабочих как класса, ряды которого будет с удовольствием пополнять молодежь.
С уверенностью можно сказать, что в подобных непростых условиях Комитету РСО-Алания по занятости населения действует с достаточно высокой отдачей. Благодаря выверенным действиям, разносторонним ресурсам удается нивелировать социальное напряжение, вызванное безработицей. Удалось не только снизить уровень безработицы в республике, но и уменьшить коэффициент напряженности на рынке труда, который за последний год с 15,6 претендентов на вакансию опустилась на отметку в 5,6.

Конечно, за сухими цифрами статистики не всегда угадываются людские проблемы, но ведь каждая единица значит чью – то, хотя бы отчасти, решенную проблему. Однако занятость населения, рынок труда как экономические категории, требуют языка цифр, формулировок.

Программы дают результаты

Слаженное движение по двум векторам, выраженным в реализации программ содействия занятости населения и дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда региона принесли ощутимые результаты.
За три года действия «Программы содействия занятости населения Республики Северная Осетия–Алания на 2009 – 2012 годы» клиентами службы занятости республики стали свыше 130 тыс. чел. За содействием в трудоустройстве из них обратилось 126 тыс. С учетом созданных временных рабочих мест было трудоустроено 45, 3 тыс. чел. Помимо общественных работ, рабочие места создавались для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а большая группа людей, для которых проблема поиска работы значительно усложнена — инвалиды, беженцы, уволенные с военной службы и другие категории; для выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет – молодых людей, которые в эпоху повышенной «ценности» исключительно вузовских дипломов также попадают в группу риска; для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, в свободное от учебы время – подростков, которых нужно приучать к труду и чьим семьям не лишним будет дополнительный доход. Повысили квалификацию, получили новую профессию и тем самым увеличили шансы на трудоустройство при помощи службы занятости 11, 9 тыс. безработных граждан. А услуги по профориентации охватили 20, 5 тыс. чел. «Клуб ищущих работу» помог вернуть уверенность в собственных силах 1,1 тыс. безработных, потерявших надежду найти работу. Служба занятости республики, выплачивая пособие по безработице, поддержала доходы 93,9 тыс. безработных граждан, а на досрочное получение пенсий направила свыше 1 тыс. безработных из числа лиц предпенсионного возраста. За три года было проведено 194 ярмарки вакансий, в том числе специализированного характера, участие в которых приняли свыше 15 тыс. ищущих работу граждан. Своеобразным ноу-хоу службы занятости республики стали ярмарки «Виртуальная страна», направленные на содействие в трудоустройстве заинтересованных жителей республики в других регионах страны. Презентации предприятий, прямые включения по каналам «Skype» — связи, индивидуальные он –лайн собеседования, участие представителей крупных российских кадровых агентсв – все это составляющие подобных мероприятий.
В целом служба занятости Северной Осетии образца 2011 года – это девять современных, высоко технически оснащенных центров занятости, парк «Мобильных центров трудоустройства», учебный центр, центр профессиональной ориентации, собственные интернет – портал и печатное издание газета «Компас-Труд», а главное — разнообразный набор инструментов – программ в руках 120 квалифицированных специалистов.
С 2009 года спектр мер, предпринимаемых в сфере занятости населения, был расширен. В Республике Северная Осетия – Алания начали реализовываться программы дополнительных мер, предпринимаемых для стабилизации ситуации, недопущения голопирующего роста безработицы – возможного из-за разразившегося в 2008 году мирового финансового кризиса, когда многие предприятия вынуждены были сокращать объем производимой продукции и, как следствие, высвобождать работников. Программы носят антикризисный характер и нужно отметить, что меры, которые по предложению Правительства РФ были включены в план действий, носили беспрецедентный характер и расширялись из года в год. Акцент сделан не только на безработных, но и на тех, кто попал под угрозу увольнения, а для субъектов Северокавказского федерального округа, в целях повышения качества рабочей силы региона, предусмотрена возможность привлечения к участию в программах работников предприятий и организаций региона. В период с 2009 по 2011 годы, благодаря организации опережающего обучения 1,4 тыс. работников предприятий Северной Осетии, попавшие под угрозу увольнения, смогли повысить свою квалификацию и сохранить рабочие места. Еще 9,6 тыс. работников, также находящихся под угрозой увольнения, поддержали свои доходы и остались в коллективах благодаря организации общественных работ. Первый опыт работы, возможность проявить себя и закрепиться на рабочем месте, а также поддержать себя материально получили 3,8 тыс. выпускников профессиональных учебных заведений различного уровня. В рамках модернизации системы здравоохранения переподготовку прошли 83 врача различных лечебных учреждений; 81 женщина, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-лет и планирующая возвращение к трудовой деятельности, смогла восстановить или обновить знания, пройдя обучения. Также обучение в российских и образовательных учреждениях прошли 314 работников предприятий и организаций Северной Осетии. Адресная поддержка, в том числе подразумевающая финансовую помощь на аренду жилья, транспортные расходы, была оказана 609 жителям республики, трудоустроенным службой занятости в других регионах страны. При этом 27 российских работодателей, принявших в свои коллективы жителей РСО-Алания, получили материальное стимулирование, частично компенсирующее расходы на выплату заработной платы.
Одной из наиболее действенных и востребованных населением мер, предпринимаемых на рынке труда республики, направленной на снижение численности безработных граждан, развитие предпринимательской инициативы можно назвать программу «содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан». Благодаря безвозмездному субсидированию от службы занятости 5,3 вчерашних безработных стали предпринимателями. В республике появились новые центры бытового обслуживания и магазины, салоны красоты и детские сады, разного рода мастерские и фермы, строительные фирмы и центры развлечений. С учетом созданных дополнительных рабочих мест для других безработных граждан в Северной Осетии прибавилось 11, 3 тыс. рабочих мест в сфере малого бизнеса. А это не только дополнительные налоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды, улучшение материального положения граждан, расширение их возможностей, развитие экономики, но и самое главное – ощущение человека, что государство действительно заботится о его благосостоянии.