Уважаемые гости! Сайт находится в стадии наполнения и корректировки.
Свои отзывы и предложения о новом ресурсе направляйте на pressa@trud15.ru
Прежняя версия сайта находится по адресу old.trud15.ru
Версия для слабовидящих

07.11.2012 ДОКЛАД «Северной Осетии: молодежная безработица и направления государственного регулирования»

07.11.12 11:58

Доклад
«Северной Осетии: молодежная безработица и направления государственного регулирования»

Молодежь – главный инновационный потенциал общества. Одновременно это одна из самых уязвимых групп на рынке труда в силу своих возрастных, социально-психологических и профессиональных особенностей.

За последние годы в силу негативных явлений в экономике, увеличения пенсионного возраста проблема молодежной безработицы затронула многие страны, невзирая на уровень развития общества и особенности социальной политики. Существует мнение, что у этого явления есть плюсы, выраженные в благотворном влиянии безработицы на молодое поколение, поскольку активизирует человека в поиске работы, стимулирует к развитию. Однако минусы совершенно очевидны и опасны: деградация личности молодого человека, рост криминогенной обстановки, разрушение общественной структуры.
Уровень молодежной безработицы напрямую зависит от уровня развития региона, его экономического потенциала, особенностей демографической ситуации, системы подготовки кадров. Субъектам Северокавказского федерального округа молодежная безработица свойственна в значительно большей степени в силу целого ряда причин, главная из которых по – прежнему напряженная ситуация на рынке труда в целом.
В Республике Северная Осетия – Алания уровень общей безработицы, хотя и демонстрирует в последние годы тенденцию к снижению, превышает общероссийский показатель и составляет 8,4 %. Уровень занятости населения — 61%. Уровень регистрируемой безработицы по итогам девяти месяцев текущего года составил 2,1 % от экономически активного населения. Нехватка рабочих мест, низкий уровень заработной платы, ее значительна отраслевая дифференциация, значительная разбалансированность спроса и предложения рабочей силы, вялый процесс модернизации производства – все это характеристики сложного положения дел на рынке труда региона.
Молодежная безработица начала набирать обороты еще в середине 90–х годов, когда ушла в прошлое сбалансированная система подготовки и распределения кадров, произошла деградация образования в целом. Отрицательно сказались и появление новых форм собственности, и социальное расслоение общества, и отказ от законодательно закрепленного принципа всеобщей трудовой занятости. Главным ориентиром для молодых людей стали престиж и мода, а не востребованность на рынке труда или собственные склонности и способности. Работодатель часто не хочет рисковать и боится брать молодых: их надо учить. Молодые пугают работодателей своими трудовыми привычками, переоценкой собственных возможностей, этикой, неумением говорить, писать, работать.
Несмотря на то, что за последние годы в Северной Осетии достигнуты позитивные сдвиги по многим социально – экономическим показателям, качественно переломить ситуацию в сфере занятости пока не удается. Инвестиционный потенциал республики не реализуется в полной мере во многом вследствие геополитического положения республики. Притормозились эти процессы и по причине кризисных явлений в мировой экономике. Основу экономики региона составляет промышленность. Основные отрасли: цветная металлургия, химическая, электротехническая промышленность, машиностроение, промышленность строительных материалов, горнодобывающая, пищевая. В последние годы развивается туристическая сфера, строительство, энергетика, животноводство и птицеводство, сфера оптовой и розничной торговли. Однако конъюнктура текущего рынка труда Северной Осетии остается трудоизбыточной. Это один из самых густонаселенных регионов страны. В значительной степени на ситуации с занятость населения негативно повлияло прибытие в республику большого числа вынужденных переселенцев и беженцев из Закавказья. Общая численность населения превышает 712 тыс. человек, из которых 425 тыс. находятся в трудоспособном возрасте, а экономически активная часть составляет 354 тысячи. Северная Осетия обладает хорошим трудовым потенциалом. Важной позитивной качественной характеристикой трудовых ресурсов республики является доля лиц в возрасте от 20 до 49 лет в общей численности экономически активного населения. В Северной Осетии таких свыше 72 %. Доля молодежи в общем котле экономически активных составляет 23%. Это характерно для регионов с хорошими демографическими показателями.
Северная Осетия по праву может называться одной из самых образованных в Российской Федерации. Люди с высшим профессиональным образованием — самая многочисленная часть трудового потенциала: их доля превышает 33%. За последние 20 лет категория граждан, имеющих диплом вуза, удвоилась. Среди молодых людей в возрасте от 20 до 29 лет высшее и незаконченное высшее профобразование — у 51%; среднепрофессиональное — у 23 %; начальное профессиональное — у 4 %. За последние 10 лет среди выпускников учреждений профессиональной школы доля выпускников вузов выросла в два раза, а остальные группы, СПО и НПО демонстрируют значительное снижение. Только специалистов, имеющих гуманитарно-социальные, управленческие специальности на рынок ежегодно выходит более 3,5 тыс. человек. Казалось бы, есть повод для гордости за столь высокий образовательный ценз, однако у таких пропорций есть обратная сторона.

Всеобщее стремление к высшему образованию, отсутствие взвешенного подхода при выборе профессии, неоправданное количество всевозможных вузов, где порой царит откровенно формальный и коммерциализированный подход к обучению, фактическое отсутствие конкурса при поступлении, низкое качество подготовки привели к девальвации вузовского образования. Молодежь, получает рискованные профессии, не может найти работу на перенасыщенном рынке труда. Тем более что при отсутствии опыта работы, работодатели не допускают даже до собеседования. Столкнувшись с суровостью реалий, молодые люди идут получать в службу занятости «земные» профессии или закрывать пробелы в подготовке. Более 35% всех переобучаемых службой занятости имеют диплом вуза.

Экономика Северной Осетии вот уже десятилетие демонстрирует потребность в рабочих промышленного сектора экономики. Именно на них ориентировано 73 % регистрируемых государственной службой занятости вакансий. Молодые люди не хотят идти работать на эти позиции и, нужно признать, не только из-за собственных амбиций. Нельзя только лозунгами повысить престиж рабочих профессий! Есть в этом и просчет со стороны работодателей, предлагающих низкую заработную плату, тяжелые условия труда на устаревших рабочих местах, туманные перспективы, отсутствие дополнительных факторов мотивации. Учреждения начального и среднего профобразования, готовящие «синих воротничков», из года в год теряют свою привлекательность, так как программы подготовки и материльно – техническая база не успевают за шагающим семимильными шагами техническим прогрессом. Сюда «отсеивают» после получения основного общего образования из школ неуспевающих или трудных. С таким подходом нужно бороться.

Таким образом, несогласованность системы образования, работодателей и государства выступает важной причиной молодежной безработицы. По данным обследования населения в Северной Осетии уровень общей безработицы для молодых людей отдельных возрастных групп составляет: для тех, кому от 15 до 20 лет – 34%; от 20 до 24 лет – 24%; от 25 до 29 лет – 12 %. Цифры крайне тревожные.
Статистика регистрируемого рынка труда также свидетельствует о проблемах в сфере занятости молодежи. Из 23 тыс. обратившихся в органы службы занятости Северной Осетии за содействием в поиске работы 55% — молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет. В общей численности признанных безработными с начала 2012 года, доля молодых людей в возрасте от 16 до 29 лет превысила 37 %. Из них 6% — выпускники. Подобная пропорция в той или иной степени характерна регистрируемому рынку труда Северной Осетии на протяжении многих лет.
Конкретные меры по регулированию сферы занятости, в том числе направленные на снижение молодежной безработицы, разрабатываются и реализуются по средствам программ содействия занятости населения и дополнительных мер, предпринимаемых на рынке труда. В текущем году в республике работают «Программа содействия занятости населения РСО-Алания на 2012 – 2014 годы» и «Программа дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда РСО-Алания в 2012 году». Программы включают совокупность взаимосвязанных долго – и краткосрочных мер, цель которых достижение эффективной, оптимальной занятости трудоспособного населения в регионе. Усилия направлены не только на безработных, но и на работников организаций, в том числе, попавших под угрозу увольнения. Это значит, что ведется работа по повышению качества рабочей силы, сохранению рабочих мест.
В 2012 году 1 420 молодых людей из числа безработных граждан, работников организаций, граждан, ищущих работу, при содействии Комитета РСО-Алания по занятости населения, смогли повысить уровень квалификации или получить востребованную на рынке труда профессию, пройдя различные виды профессионального обучение, в том числе опережающего, обучения с последующей аттестацией с целью выдачи документа, удостоверяющего квалификацию.
С целью получения опыта работы, поддержания доходов, адаптации в условиях трудовых коллективов было создано 8 059 временных рабочих мест для молодежи в рамках стажировки выпускников учреждений профессионального образования, организации временной занятости несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время, выпускников учреждений начального и среднего профобразования, общественных работ, временного трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
При финансовой поддержке службы занятости было создано 5 рабочих мест для молодых людей, относящихся к категории инвалидов, многодетных родителей.
Содействие в трудоустройстве за пределами региона получили 80 человек.
Услуги по профессиональной ориентации были оказаны 6 791 человеку, в том числе из числа молодых людей, ищущих работу, безработных и учащихся выпускных классов общеобразовательных школ. Превентивная работа по предупреждению безработицы не ограничивается беседами о востребованных на рынке труда профессиях, а также включает специальное компьютерное тестирование, направленное на определение профессиональных склонностей. Психологическая поддержка тем, кто утратил уверенность в собственных силах, была оказана 1 075 молодым людям. Освоить навыки техники поиска работы, самопрезентации, деловой беседы смогли 1 078 человек, принявшие участие в программе социальной адаптации на рынке труда «Клуб ищущих работу».
Услуга по информированию о положении на рынке труда была оказана 4 140 гражданам в возрасте от 16 до 29 лет.
В рамках развития предпринимательской инициативы содействие в организации самозанятости путем предоставления безвозмездной субсидии от службы занятости получил 31 молодой человек. 17 дополнительных рабочих мест смогли создать молодые предприниматели из числа бывших безработных, получив финансовую поддержку от службы занятости.
В Северной Осетии в последние годы уделяется большое внимание развитию молодежного предпринимательства. Начинающий бизнесмен, став участником одной из целевых программ, реализуемых на территории Северной Осетии, может получить различные виды государственной помощи: от всесторонних консультация до грантов, кредитов, субсидий, гарантий. Создан «Центр молодежного предпринимательства», Фонд поддержки предпринимательства, Фонд микрофинансирования. Акцент на молодежь делает и Управление РСО-Алания по поддержке и развитию малого предпринимательства. Общая сумма финансовой помощи превысила 800 млн. рублей. В Северной Осетии проводятся специализированнее мастер-классы, конференции, конкурсы. Служба занятости нацелена на конструктивное взаимодействие с другими государственными структурами с целью оказания дальнейшего содействия предпринимателям из числа бывших безработных.
В настоящий момент в республике проводится конкурс управленческих кадров «Перспективные лидеры Осетии».

В инвестиционный план, программу «Развитие Северо-Кавказского федерального округа», направлены предложения по включению от Северной Осетии более 30 приоритетных инвестиционных проектов. Реализация этих проектов будет иметь большой мультипликативный эффект, стимулируя развитие всей экономики региона. Общая стоимость проектов составляет более 50 млрд рублей, которые позволят создать 15 тыс. новых рабочих мест до 2020 года. При условии продуманной и сбалансированной подготовки кадров появится реальная возможность снизить степень напряженности на молодежном рынке труда.
Требуется комплексный подход, включающий количественные и качественные преобразования в сфере спроса на труд.