Уважаемые гости! Сайт находится в стадии наполнения и корректировки.
Свои отзывы и предложения о новом ресурсе направляйте на pressa@trud15.ru
Прежняя версия сайта находится по адресу old.trud15.ru
Версия для слабовидящих

Доклад Л.Х. Каболовой на заседании Республиканской межведомственной комиссии по координации взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления по профилактике правонарушений.

21.12.12 06:55

Ни для кого не секрет, что сегодня особенную тревогу в обществе вызывает омоложение преступности. Когда речь заходит о современной молодежи, обычно говорят о самых разных ее проблемах — бездуховности и социальной апатии, ухудшении здоровья и безработице, падении интереса к политической жизни, о росте преступности и наркомании. Все перечисленные и многие другие проблемы действительно характеризуют в той или иной степени состояние молодого поколения нашего общества, но особую тревогу вызывает рост преступности среди молодежи, который приобрел устойчивый характер.

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. В условиях сложной криминогенной обстановки в преступную среду втягиваются все больше и больше несовершеннолетних. В профилактике молодежной преступности одного лишь уголовно-правового контроля недостаточно. Многие согласятся, что чрезвычайно трудно переоценить здесь в первую очередь роль семьи: правильные акценты в воспитании, упорядоченный уклад жизни, соблюдение традиций, культурное развитие. Семейное неблагополучие должно диагностироваться на раннем этапе для своевременной, эффективной, качественной, всесторонней поддержки семьи и детей.

Но нельзя недооценивать значимость трудового воспитания в вопросе формирования полноценной личности.

Психологи говорят, что особенно успешны люди, которые работали с детства. Они знают цену деньгам, уважают трудолюбивых. Работа с молодого возраста приучает к дисциплине, правильному распределению времени. Дети начинают понимать, что чтобы получить средства, надо работать. Даже незначительная работа может изменить мировоззрение.

Комитет РСО-Алания по занятости населения – активный и ключевой участник работы по организации трудовой занятости несовершеннолетних. На договорных условиях с работодателями мы организуем временные рабочие места для подростков в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. В 2012 году было заключено 342 договора. Данная работа проводится во всех районах республики. В основном работодателями традиционно выступали администрации местного самоуправления, привлекая подростков на уборку территории населенных пунктов, к оказанию социальных услуг пожилым людям, санитарной очистке памятников и мемориалов. В первоочередном порядке трудоустраиваются ребята из малообеспеченных и многодетных семей. Всего с начала 2012 года на временные рабочие места было трудоустроено 6 574 подростка, из них 2 800 — во время летних каникул. В большинстве случаев участники получали за свой труд лишь ежемесячную материальную поддержку от службы занятости, которая в этом году составляла лишь 850 руб. Таковы нынешние возможности службы. А работодатели в лице АМС, в большинстве случаев, к сожалению, возможности платить подросткам не находят. Кроме как в Моздокском, Пригородном, Кировском районе, а также во Владикавказе деньги в местных бюджетах на заработную плату подросткам не нашлись. Общий объем средств службы занятости, затраченных на реализацию этого направления в текущем году превысил 5,4 млн. рублей. Работодатели затратили около 640 тыс. рублей, из которых мэрия Владикавказа – 500 тыс. руб.

Помимо организации трудовой занятости подростков в свободное от учебы время, служба занятости Северной Осетии непрерывно работает с этой категорией и по вопросам профессионального ориентирования. С учащимися старших классов общеобразовательных школ психологи – профориентаторы проводят «Дни службы занятости», на которых в доступной форме информируют о положении на рынке труда. Всего в 2012 году было проведено 16 подобных мероприятий, участие в которых приняли 810 школьников. Дополнены встречи и компьютерным тестированием. Проводится профориентационная работа с несовершеннолетними, состоящими на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.

Для работодателей всегда существовал целый ряд причин, вследствие которых они крайне неохотно приминают на работу несовершеннолетних. По трудовому законодательству подросткам полагается больше привилегий, чем совершеннолетним работникам. Определенный импульс в решении этого трудного вопроса придал вступивший в полную силу Закона N 28-РЗ от 17 июня 2008 года «О квотировании рабочих мест в Республике Северная Осетия-Алания». В целях обеспечения работой отдельных категорий граждан документ устанавливает введение квоты на рабочие места на предприятиях республики с пороговой численность 100 работников и более. Квота устанавливается в размере: 2% к среднесписочной численности — для инвалидов, 2% — для несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. К категории несовершеннолетних граждан, для которых осуществляется квотирование рабочих мест, относятся: выпускники детских домов; дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей и другие социально незащищенные группы. Подробно все категории можно увидеть на слайде. Перечень организаций, кому вменяется квота, ежегодно утверждаться постановлением Правительства РСО-Алания. В 2012 году, впервые с момента вступления в силу закона, было принято Постановление № 229 от 06.07.2012г. “Об утверждении перечня предприятий и организаций для установления квоты по трудоустройству инвалидов и несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет на 2012 год”. В перечень вошли 245 предприятий и организаций республики. В соответствии с Приказом № 71 от 25 июля 2012 года Комитета РСО-Алания по занятости населения каждое предприятие или организация, входящая в перечень для установления квоты на трудоустройство инвалидов и несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, обязаны ежемесячно представлять отчетность в установленной форме по выполнению квоты.
Сегодня мы уже можем подвести некоторые итоги работы. В первоочередном порядке была проведена широкая информационная кампания, как в средствах массовой информации, так и точечно. Из 245 предприятий, 22 – не предоставили информацию о выполнении норм квотирования, 13 – отказались от создания рабочих мест, ссылаясь на особые условия труда, 210 – отчитались по установленной форме, из них 22 предприятия с численным составом менее 100 работников.
Из более 58 тыс. работников предприятий, упомянутых в перечне, удельный вес работающих на текущий момент несовершеннолетних составляет лишь 0,02 %. В цифровом выражении: на 7 предприятиях работают 13 подростков. На текущий период в службу занятости в счет квоты заявлено 4 вакансии для несовершеннолетних граждан: 1 -предоставлена футбольным клубом «Алания» и 3- «Детской поликлиникой №1». Вакансии по позициям: работник поля, санитарки. В соответствии же с нормами закона необходимо создать 996 рабочих мест для несовершеннолетних. Служба занятости держит этот вопрос на контроле.

Однако говоря сегодня о мерах по профилактике правонарушений среди молодежи нельзя говорить лишь о проблемах в трудоустройстве несовершеннолетних граждан. Нужно адекватно оценивать масштабы, причины и последствия безработицы в молодежной среде в целом.

Молодежь – главный инновационный потенциал общества. Одновременно это одна из самых уязвимых групп на рынке труда в силу своих возрастных, социально-психологических и профессиональных особенностей.

Субъектам Северокавказского федерального округа молодежная безработица свойственна в значительно большей степени в силу целого ряда причин, главная из которых — напряженная ситуация на рынке труда в целом. Конъюнктура текущего рынка труда Северной Осетии остается трудоизбыточной.

Нехватка рабочих мест на молодежном рынке труда создает серьезные проблемы в развитии и становлении личности молодого человека, не дает возможности создать и содержать семью, и зачастую провоцирует его на незаконные способы добывания денег. Молодежь легко попадает под влияние криминалистических структур, создает свои группировки, привыкает к «легкой жизни». Отсутствие работы ведет к обострению проблемы девиантного поведения, алкоголизации, наркотизации, росту проституции, бездомности.

Доля молодежи в общем котле экономически активной части населения Северной Осетии составляет 23% (ЭАН – 354 тыс. чел). Это характерно для регионов с хорошими демографическими показателями. Среди молодых людей в возрасте от 20 до 29 лет высшее и незаконченное высшее профобразование — у 51%. Но всеобщее стремление к высшему образованию, отсутствие взвешенного подхода при выборе профессии, неоправданное количество всевозможных вузов, где порой царит откровенно формальный и коммерциализированный подход к обучению, фактическое отсутствие конкурса при поступлении, низкое качество подготовки привели к девальвации вузовского образования. Молодежь, получает рискованные профессии, не может найти работу на перенасыщенном рынке труда. Тем более что при отсутствии опыта работы, работодатели не допускают даже до собеседования.

Конкретные меры по регулированию сферы занятости, в том числе направленные на снижение молодежной безработицы, разрабатываются и реализуются по средствам программ содействия занятости населения и дополнительных мер, предпринимаемых на рынке труда. В текущем году в республике работают «Программа содействия занятости населения РСО-Алания на 2012 – 2014 годы» и «Программа дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда РСО-Алания в 2012 году».

Услуга по информированию о положении на рынке труда была оказана 4 140 гражданам в возрасте от 16 до 29 лет.

В 2012 году 1 420 молодых людей из числа безработных граждан, работников организаций, граждан, ищущих работу, при содействии Комитета РСО-Алания по занятости населения, смогли повысить уровень квалификации или получить востребованную на рынке труда профессию, пройдя различные виды профессионального обучение, в том числе опережающего, обучения с последующей аттестацией с целью выдачи документа, удостоверяющего квалификацию.

С целью получения опыта работы, поддержания доходов, адаптации в условиях трудовых коллективов было создано 8 059 временных рабочих мест для молодежи в рамках стажировки выпускников учреждений профессионального образования, организации временной занятости несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время, выпускников учреждений начального и среднего профобразования, общественных работ, временного трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
При финансовой поддержке службы занятости было создано 5 рабочих мест для молодых людей, относящихся к категории инвалидов, многодетных родителей.
Содействие в трудоустройстве за пределами региона получили 80 человек.
Услуги по профессиональной ориентации были оказаны 6 791 человеку из числа молодежи.
Психологическая поддержка тем, кто утратил уверенность в собственных силах, была оказана 1 075 молодым людям. Освоить навыки техники поиска работы, самопрезентации, деловой беседы смогли 1 078 человек, принявшие участие в программе социальной адаптации на рынке труда «Клуб ищущих работу».

В рамках развития предпринимательской инициативы содействие в организации самозанятости путем предоставления безвозмездной субсидии от службы занятости получил 31 молодой человек. 17 дополнительных рабочих мест смогли создать молодые предприниматели из числа бывших безработных, получив финансовую поддержку от службы занятости.

Резюмируя, хочу подчеркнуть, что существует прямая зависимость между безработицей и преступностью. Ученые отмечают, что в среднем рост безработицы на 1 %, вызывает рост преступности на 8%. Безработные идут на преступление, чтобы хоть немного обеспечить себе жизнь. Около 40 % лиц, совершивших преступление, не имеют постоянного источника дохода.
Это значит, что снижение уровня безработицы, первоочередная задача не только государства, но и общества в целом. И от того насколько эффективно и динамично будет решаться эта задача, зависит качество нашей жизни.

Загружаемые файлы